Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В детском саду функционирует 11 кабинетов для проведения коррекционно-образовательной деятельности учителями-дефектологами.
Перечень примерного оборудования и учебных пособий.
Специальное оборудование:
-учебная доска;
-зеркало настенное;
-фланелеграф
- магнитная доска
-указка;
-магнитная азбука цифр и букв (настенная).
Пособия для проведения фронтальных и индивидуальных занятий: геометрические формы (раздаточный материал), предметные картинки, схемы для составления описательных рассказов, материал для счета, стимульный материал, пирамидки, матрешки, дидактические игры на развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ.
Диагностический инструментарий по направлениям:
- Изучение уровня развития общей и мелкой моторики.
- Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация.
- Диагностика сформированности пространственно-временных представлений.
- Диагностика речевого развития.
- Диагностика уровня восприятия.
- Диагностика высших психических функций (особенности внимания, памяти, мышления).
- Диагностика сформированности учебных навыков.
- Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
В детском саду функционирует 4 кабинета для проведения логопедической работы с детьми.
Специальное оборудование:
-зеркало настенное;
-магнитная доска;
-указка;
-кассы букв для индивидуальной работы;
-песочные часы;
- зеркала для индивидуальной работы.
Диагностический инструментарий по направлениям:
* Диагностика речевого развития: обследование звукопроизношения, обследование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, обследование слоговой структуры слова, обследование связной речи, обследование словаря, обследование грамматического строя в импрессивной речи, обследование грамматического строя в экспрессивной речи;
* Обследование общей, мелкой, артикуляционной моторики;
* Обследование дыхательной функции;
* Обследование мимической мускулатуры;
* Обследование анатомического строения артикуляционного аппарата;
* Практический материал для проведения обследования детей;
Пособия для проведения фронтальных и индивидуальных занятий направлены на коррекцию звукопроизношению, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на формирование слоговой структуры слова, на развитие связной речи, на обучение грамоте, на развитие мелкой моторики, на формирование речевого дыхания, на развитие внимания, памяти, восприятия, словесно-логического мышления.
Кабинет педагога-психолога расположен на втором этаже здания, площадь кабинета 30 кв.м.
Оборудование:
Зона релаксации: домик-палатка, тактильные мячики, игрушки антистресс, лампы, игрушки-фонтаны.
Зона арт-терапии: 3 световых стола, кинетический песок (2), стол для песочной терапии, прозрачный мольберт, канцелярские принадлежности (краски, карандаши и т.д), посуда для игр с водой.
Игровая зона: бассейн с шариками, качалка, мячи, фитболы, конструктор, тележки, игрушки-фигуры животных, машинки.
Зона дидактических и настольных игр: игры для развития познавательных процессов, пазлы, мозаика, пирамидки, шнуровки, настольные игры.
Зона "Эмоциональный интеллект": игры, карточки и пособия для развития эмоционального интеллекта
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал находиться на первом этаже здания, площадь зала 100 кв.м.
Оборудование музыкального зала: фортепиано, стульчики детские, мультимедийная установка, музыкальный центр, ширма напольная для кукольного театра, музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, треугольники, бубны, колокольчики тональные, маракасы, трещетки, ложки расписные идр.), синтезатор взрослый, аккордеон взрослый, музыкальные игрушки, атрибуты к музыкально-ритмическим движениям, кукольный театр, костюмы, дидактические музыкальные игры и др.
Оборудование соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Помещение, оборудовано так, что ребенок, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследовал окружающее.
Наличие функциональных зон:
- релаксационный блок: в него входят мягкие покрытия, подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, библиотека релаксационной музыки. Ребенок, лежа на мягком покрытии, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, успокаивающая музыка создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с ребѐнком;
- активационный блок: в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
Специальное оборудование:
- бассейн сухой с шариками,
- зеркальное панно с фиброоптическими нитями «Разноцветный дождь»,
- кресло-мешок бескаркасное,
- мягкие модули «Игровой зоопарк»,
- напольный ковер «Звездное небо»,
- настенный ковер «Звездное небо»,
- пузырьковая колонна «Стелла»,
- световая каскадирующая труба «Веселый фонтан»,
- стул ортопедический для детей с НОДА,,
- тактильная панель,
- терапевтическое кресло трансформер.
Технические средства: звукоактивированный проектор «Брейнскан», интерактивный источник света для фибероптики, музыкальный центр, прибор динамической заливки света «Нирвана», прожектор.
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал находится на первом этаже здания, площадь зала 50 кв.м.
Оборудование спортивного зала:
Двигательно - игровая зона: кубы, дуги, набор модулей, кегли, палки гимнастические, кольцебросы, скакалки, ленты, маски, мячи резиновые малые и средние, туннели (мягкие), игровой набор "Кузнечик", конусы, флажки и др.
Зона спортивного оборудования: шведсая стенка, гимнастические скамейки, доски с фиксаторами, гантели, маты гимнастические, мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные, теннисные, баскетбольные кольца, городки, ракетки для бадминтона, коврики гимнастические и др.
Коррекционно-профилактическая зона: дорожки для профилактики плоскостопия, ортомассажные подушки, тренажеры, балансир, степы, фитболы, массажные мячи, координационные скакалки, координационная лестница, батут, су-джок и др.
Оборудование соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Плавательный бассейн находится на первом этаже здания.
Оборудование: горка для купания, резиновые коврики и дорожки резиновые разного размера, скамейки, надувные игрушки, обручи нетонущие, доски плавательные, ласты детские, мячи резиновые, нарукавники для плавания, круги для плавания, нудлы короткие и длинные, игрушки для игр с водой (лейки, ведерки, рыбки).
Оборудование соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
В МАДОУ "Детский сад №131" имеются следующие средства обучения и воспитания:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, му льтимедийные универсальные энциклопедии);
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
Тренажеры и спортивное оборудование.
Средства обучения и воспитания отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к электронным образовательным ресурсам обучающихся МАДОУ "Детский сад № 131" не предусмотрен
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Собственных электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в МАДОУ "Детский сад №131" не имеется.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Безбарьерная (доступная) среда - открытое образовательное пространство, сочетающее в себе взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие возможности для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с физическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями
К условиям, обеспечивающим беспрепятственный доступ в здание образовательной организации, относятся:
- поручни
- пандусы
- подъемные платформы (аппарели)
- доступные санитарно-гигиенические помещения
- достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения
- дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Вопрос наличия специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ на сегодняшний день стоит особо актуально. В детском саду для получения качественного образования созданы специальные условия, которые позволяют обучать ребенка с помощью специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, согласно его психофизического развития.
Специально оборудованные кабинеты для проведения занятий с детьми-инвалидами оснащены:
- дополнительные визуальные средства (ориентировочные, коммуникативные, социально-поведенческие);
- специальное оборудование для занятий с детьми с РАС (утяжелители, массажные мячики, терапевтические щетки, коммуникаторы, сенсорные игрушки, визуальное расписание и т.д.);
- стул ортопедический для детей с ДЦП.
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) содержит:
- зеркальное панно с фиброоптическими нитями «Разноцветный дождь» для зрительной стимуляции, развития тактильных ощущений и релаксации;
- кресло-мешок бескаркасное для расслабления;
- напольный ковер "Звездное небо" для развития воображения и фантазии;
- пузырьковая колонна "Стелла" для релаксации;
- световая каскадирующая труба «Веселый фонтан» для релаксации;
- тактильная панель для развития зрения, тактильных ощущений, памяти, мелкой моторики;
- ортопедический стул для занятий с детьми с ДЦП;
- дидактические и сенсорные игрушки.
Спортивный зал адаптирован для занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью содержит:
- балансиры для развития координационных способностей,
- массажные коврики для профилактики плоскостопия,
- тренажеры для развития мышц нижних и верхних конечностей,
- массажные мячики для рук различной жесткости для развития мелкой моторики,
- шведская стенка, гимнастические скамейки и др.